Законное беззаконие?

В августе команда Sichkar group следила за успехами российских спортсменов в Рио в предвкушении новых рекордов. Рекорды не заставили себя ждать – мы насчитали десятки алкогольных марок, которые рекламируют безалкогольное пиво. Законно? Теоретически, да. Этично? Не совсем.

«Умный в гору не пойдет,» — вздохнула бренд-менеджер Светлана Джичоева. Действительно, зачем нарушать закон, когда можно его обойти? Давайте разбираться по порядку.

Реклама алкоголя ограничена Федеральным законом № 38. Он содержит и несколько интересных пунктов, о которых мало кто задумывался. Нельзя утверждать, что употребление крепких напитков ведет к общественному признанию и достижению успеха. Помимо этого, запрещается осуждать трезвый образ жизни. Говорить о том, что алкоголь безвреден, тоже нельзя. А ведь в рекламной практике рождались и утверждения, что алкоголь полезен из-за содержания натурального хмеля, талой воды или элементов, вызывающих всплеск эндорфинов. В «в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"» размещать рекламу алкоголя тоже запрещено. Как проверяются Интернет-ресурсы, узнать не удалось.

Размещать рекламу сильноалкогольных напитков можно только в торговых точках. Реклама пивной продукции возможна на официальных спортивных мероприятиях, причем на растяжках и баннерах может фигурировать только бренд, без упоминания пива.

Одна загвоздка – закон распространяется на напитки крепостью от 5 градусов и пиво с содержание алкоголя от 0,5%. Получается, если в пиве меньше 0,5 градусов, оно не попадает под запреты?

Вооружившись этой идеей, пивные магнаты приступили к наращиванию объемов безалкогольного пива (у которого есть крепость). За первые три месяца 2016 года в России было выпущено 13,3 миллионов литров пива. Этот объем составил меньше 1% всего проданного напитка. Такой рост связан только со спецификой законодательства, а никак не с внезапным увлечением безалкогольным напитком.

Это стратегия «зонтичного» бренда. Под одной маркой выпускается несколько продуктов, а в рекламе указывается один логотип. Когда закон запретил рекламировать водку, ее производители выпустили минералку под тем же брендом. Правда, в 2006 году ограничили использование зонтичных брендов в продвижении товаров, реклама которых запрещена. На пиво это не распространяется, ведь запрещена реклама напитка от 0,5%.

Однако и это не вершина смекалки – во времена сухого закона американцы шли на серьезные ухищрения. Бутлегеры открывали «чайные» (подобное заведение можно увидеть в фильме «В джазе только девушки»), а сторонники закона переписывали Библию, чтобы убрать из нее все упоминания о вине.

Sichkar group за здоровый образ жизни и против запрещенных методов во всем. Но ведь все, что не запрещено, то разрешено?